Философия
Главная Страница Темы
СЛОВАРЬ.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430) – христианский богослов, один из отцов церкви. В своем творчестве христианизировал платоновскую философию (творение согласно идеям в уме бога), развил учение о божественном предопределении в истории и о всемирном господстве церкви – «Граде Божьем». Основные произведения «О граде божием», «Исповедь».
АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.
АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностном отношении к миру.
АНАКСИМАНДР (ок. 610 – 546 до н.э.) – представитель милетской школы древнегреческой философии, стихийный материалист и диалектик, ученик Фалеса. Согласно его учению первоначалом мира является апейрон – неопределенное, беспредельное, бескачественное, вечно движущееся вещество.
АНАКСИМЕН (ок. 588 – 525 до н.э.) – представитель милетской школы древнегреческой философии, стихийный материалист и диалектик. Считал, что первоматерией мира является воздух.
АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и т.д.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – учение, видящее в человеке центральную и высшую цель мироздания.
АПОЛОГЕТИКА (от греч. apologetikos - защищающий) – отрасль средневековой теологии, главная задача которой – защита и оправдание основ веры с помощью доводов, обращенных к разуму.
АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона. Критиковал теорию «идей» Платона. Истинной субстанцией, по Аристотелю, является единичное бытие – сочетание материи и формы. Форма как вечное, сущностное, целевое, причинное начало является активным элементом в противовес пассивной материи. Вся природа выступает деятельным процессом перехода от материи к форме и обратно. Создал энциклопедическое учение, объясняющее структуру мирового целого, на вершине которого стоит бог - «неподвижный перводвигатель».
АТЕИЗМ (от греч. atheos - безбожный) – безбожие, отрицание существования бога и связанное с этим отрицание религии.
АТОМИЗМ – учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 века атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц – атомов.
АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
БЕРКЛИ ДЖОРДЖ (1685-1753) – английский философ, представитель субъективного идеализма, сводящему все существующее к явлениям сознания отдельного субъекта. Утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Основное произведение – «Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причины заблуждений и трудностей наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия» (1710).
БЭКОН ФРЕНСИС (1561-1626) – английский философ, родоначальник английского материализма. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – обращение к опыту и обработка его методом индукции.
В социально-политических предпочтениях высказывался за просвещенную монархию. Основные труды – «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон д’Аламбера» (1769), «Философские принципы материи и движения» (1770), более тысячи статей для Энциклопедии.
ВОЛЬТЕР (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский писатель и философ-просветитель, деист. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Сыграл огромную роль в подготовке Великой французской революции, в развитии мировой философской мысли. Написал множество литературных, публицистических, философских произведений: «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69).
ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО (1564-1642) – итальянский учёный, один из основателей точного естествознания. Считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения сил; построил телескоп с 32-кратным увеличением и сделал ряд астрономических открытий. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься отучения Коперника.
ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА – возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Вселенной с Солнцем в центре, вокруг которого вращаются планеты.
ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715-1771) – французский философ-материалист, просветитель. Развивал теорию общественного договора, при котором личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения может сочетаться с общественным. Доказывал опытное происхождение нравственный представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные произведения – «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посм.).
ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА – представление о центральном положении Земли во Вселенной.
ГЕРАКЛИТ (ок. 544 – ок. 483 ло н.э.) – Древнегреческий философ-материалист и диалектик. В его учении первовещество мира – огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Все вещи возникают из огня и развиваются по необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Жизнь природы – непрерывный процесс упорядоченного изменения, перехода всего в свою противоположность.
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle –материя и zoe - жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи.
ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания как раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания мира, отношения чувственного и рационального познания, источники знания, условия и критерии его истинности и т.д.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – философские учения, признающие познаваемость мира, соответствие познавательных образов оригиналу (противоположен агностицизму).
ГОББС ТОМАС (1588-1679) – английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Основные сочинения «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).
ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ (1723-1789) – французский философ-материалист, атеист. Утверждал вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. Сторонник идеи общественного договора. Автор остроумных атеистических произведений. Основное сочинение – «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770).
ГУМАНИЗМ – (от лат humanus -человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношение.
ДЕДУКЦИЯ – вывод по правилам логики; цепь умозаключений на основании логического следования от общих посылок к частным выводам. Если посылки дедукции истинны, то истинны и следствия.
ДЕМОКРИТ (ок. 460 – 370 до н.э.) – древнегреческий философ материалист, один из основателей атомизма. Согласно его учению, мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, вечны, подвижны. Соединения атомов образуют тела, их распад ведет к гибели тел. Этот процесс имеет естественные причины, совершается по природной необходимости.
ДЕИЗМ (от лат. Deus - Бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы.
ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650) – французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические выражения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Объяснил образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи. Ввел представление о рефлексе. Безусловное основоположение всего знания , по Декарту, - непосредственная достоверность сознания. Основные сочинения:
«Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644).
ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
ДОГМАТИКА в средневековой философии – требование веры в догматы (основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике) религии, утверждаемые в качестве непреложных истин, обязательных для всех верущих.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров во Вселенной.
ДИАЛЕКТИКА – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, источником которого признаются внутренние противоречия явлений.
ДИДРО ДЕНИ (1713-1784) – французский философ-материалист, писатель. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Резко выступал против субъективного идеализма; в философском осмыслении природы высказал ряд диалектических идей.
ДУАЛИЗМ ( от лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму, рассматривающему многообразие мира в свете единой субстанции – материальной или идеальной.
и т.д.
ЗЕНОН (490 – 430 до н.э.) – один из представителей элейской школы, последователь Парменида. Разработал логические парадоксы (апории), в которых показал логическую невозможность мыслить множественность вещей и движение.
ИДЕАЛИЗМ – философское направление, исходящее из первичности духа, сознания, мышления и вторичности материи, природы, физического мира.
ИДЕОЛОГИЯ – форма общественного сознания, состоящая в обосновании и защите определенных социальных интересов, критике противоположных воззрений и позиций, мобилизации социальных сил на достижение определенных общественных целей.
ИЕРАРХИЯ – структура систем, в которой низшие элементы починяются низшим.
ИММАНЕНТНЫЙ – нечто внутренне, неотъемлемо присущее какому-либо предмету или процессу.
ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу.
ИНДУКЦИЯ – (от лат. inductio - наведение) умозаключение от фактов, единичных суждений к общим утверждениям.
КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО (1568-1639) – итальянский философ, поэт, политический деятель. Боролся против испанского владычества, был схвачен, 27 лет провел в тюрьмах. В сочинении «Город Солнца» описал идеальную общину, характеризующуюся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом, развитием науки и просвещения.
КАТЕГОРИЯ – предельно общие понятия, в которых отражаются наиболее общие свойства и закономерности действительности и бытия человека в мире (атрибуты бытия).
КЕПЛЕР ИОГАНН (1571-1630) – немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет относительно Солнца.
КИНИКИ – представители древнегреческой сократической школы (4 в. до н.э.). Основой счастья и добродетели считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий.
КЛАСС – это понятие, выражающее экономическое положение людей – их род деятельности, способы получения и размеры дохода и т.д. Для классового общества характерна высокая межклассовая мобильность, открытость групповых границ.
КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕНН БОННО де (1715-1780) – французский философ-просветитель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера. Развил сенсуалистическую теорию познания. Основной труд – «Трактат об ощущениях» (1754).
КОПЕРНИК НИКОЛАЙ (1473-1543) – польский астороном, создатель гелиоцентрической системы мира. Своё учение изложил в труде «Об обращении небесных сфер»(1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг.
КОСМОС – термин древне-греческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого (противоположность хаосу).
ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ де (1709-1751) – французский философ, врач; первым во Франции дал последовательное изложение механистического материализма. Основной труд – «Человек-машина» (1747).
ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления. Развивал идеи о множественности индивидуальных субстанций, составляющих Вселенную, о наличии у них мышления. Монады замкнуты в себе, но гармонируют друг с другом, ибо так мир создал Бог – это наилучший из возможных миров («Теодицея», 1710). В этом смысле каждая монада имеет представление обо всем мире, занимая в нем определенное место (ср. с врожденными идеями). Основной труд – «Монадология» (1714).
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, создатель непревзойденных шедевров искусства. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.
ЛОКК ДЖОН (1632 - 1704) – английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Утверждал, что все человеческое знание происходит из опыта, выступал против теории врожденных идей. Основной труд – «Опыт о человеческом разуме» (1690).
ЛЮТЕР МАРТИН (1483-1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.
МАТЕРИАЛИЗМ – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание – свойство материи.
МЕТАФИЗИКА (от греч. meta ta physika – после физики) – философское учение о сверхчувственных основах бытия, а также антидиалектика – рассмотрение явлений в их неизменности и независимости друг от друга.
МЕТОДОЛОГИЯ – учение о методах, способах познания и преобразования мира. В узком смысле – совокупность методов отдельных наук и практических действий.
МЕХАНИЦИЗМ – односторонний мировоззренческий принцип, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи; абсолютизация законов механики.
МИКРОКОСМА ТЕОРИЯ – представление о человеке как подобии, отражении, зеркале, символе Вселенной – макрокосма. Было распространено в древнегреческой философии, в эпоху Возрождения, немецком романтизме.
МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ ПИКО делла (1463-1494) – итальянский гуманист, оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетами.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность наиболее общих представлений об окружающем нас мире и месте в нем человека, ценностные ориентиры, задающие определенный вектор многообразной деятельности человека.
МИСТИЦИЗМ (от греч. mystika - таинство) – религиозно-идеалистический взгляд, согласно которому существует высшие сверхъестественные силы, познание которых возможно путем озарения, экстаза, откровения.
МИФОЛОГИЯ – исторический способ выражения мировоззрения в антропоморфических образах, которые принимают для мифолога вид объективной реальности.
МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ (1689-1755) – французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства. Основные сочинения – «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).
МОР ТОМАС (1478-1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель. В диалоге «Утопия» (1516) Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд – обязанность всех, распределение происходит по потребности.
МЮНЦЕР ТОМАС (1490-1525) – вождь и идеолог крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 гг. в Германии. В религиозной форме проповедывал идеи передачи власти народу и установления общества без частной собственности и эксплуатации. Его отряд был разгромлен, а сам он был пленен и казнен.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
НЕОПЛАТОНИЗМ – философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв.). Идеалистическая теория «идей» Платона приняла форму учения об истечении материального мира из духовного первоначала – «единого». Высшая ступень философии достигается путем мистического экстаза.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, писатель. Считал, что политическую раздробленность Италии способна лишь сильная государственная власть, использующая любые средства для достижения своих целей. Отсюда термин – «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – философ, ученый, церковно-политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей. Автор в том числе и математических трактатов, один из предшественников теории строения Вселенной.
НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen – имя) – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами реально существующих единичных предметов.
ОБРАЗ ЧУВСТВЕННЫЙ – отражение действительности в наглядной чувственной форме, имеющей достоверность единичного.
ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии, его уровнях, формах, видах, свойствах.
ПАНТЕИЗМ ( от греч. пан - все и theos - бог) – религиозные и философские учения, отождествляющие бога и природу.
ПАРМЕНИД (вторая пол. 6 – нач. 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Резко противопоставлял мнение и истину, раскрыть которую может только непротиворечивая логичная мысль, согласно которой мир неподвижен, неделим, вечен.
ПАТРИСТИКА (от лат. pater - отец) – сочинения отцов христианской церкви 1-8 вв., отстаивавших догматы христианства против язычества, античной философии, а потом пытавшихся приспособить философию эллинизма к обоснованию христианства.
ПИФАГОР (ок. 580 – 500 до н.э.) – древнегреческий философ, считавший числа, количественные отношения сущностью вещей.
ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. При рассмотрении вопроса об объективном содержании общих понятий утверждал не зависимое от вещей существование мира идей, которые составляют причину, сущность и цель материального мира.
ПРОСВЕЩЕНИЕ – идейное течение периода становления капитализма, связанное с борьбой против абсолютизма, сословного строя, церкви. Деятели Просвещения выступали за установление «разумного» общества, за политическую свободу и гражданское равенство. Важным фактором в достижении нового общества они считали распространение знания.
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания.
РЕАЛИЗМ в средневековой философии – направление, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание и предшествуют существованию единичных вещей.
РЕЛИГИЯ – выражение мировоззрения в религиозном чувстве – вере в бога. Для религии характерно разделение мира на естественный и сверхъестественный, который можно принимать только без доказательств.
РЕФОРМАЦИЯ – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе, имевшее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с католической церковью. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые фактически отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отрицали права церкви на земные богатства
РУССО ЖАН ЖАК (1712-1778) – французский писатель и философ. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозный фанатизм. Трактовал частную собственность как причину социального неравенства, отмечал противоречивость общественного прогресса, идеализировал «естественное состояние» человечества. Руссо обосновывал право народа на свержение абсолютизма. Выразил тенденции сентиментализма, способствовал становлению психологизма в литературе. Основные труды – «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).
СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность – главная форма и основа достоверного знания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Фактически, то же, что эмпиризм.
СОКРАТ (469 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ, в творчестве которого произошел переворот от материалистической натурфилософии к идеализму. Ничего не писал, и о его трудах можно судить по свидетельствам других философов. Согласно Сократу знать можно только самого себя. Знание есть понятие об общем, и оно должно помочь человеку правильно жить. Определение понятий достигается в ходе беседы, в которой противоречие частных случаев снимается выявлением объективного содержания общей идеи. Происхождение этого содержания рассматривается в трудах ученика Сократа – Платона.
СОЛИПСИЗМ – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании.
СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий членов общества. Перемещение из сословия в сословие возможно, но достаточно редко; это исключение, лишь подтверждающее правило.
СОФИСТЫ (греч. sophistes – мастер, художник) – древнегреческие философы, выступавшие в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия (5 в. до н.э.). Их учение в целом утверждало относительность, условность, субъективность любых суждений о мире.
СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (1632-1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист. Приверженец материалистического монизма – учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление. Основной труд – «Этика» (1677).
СТОИКИ – предстатели философской школы, возникшей в Древней Греции в конце 4 в. до н.э. на базе культуры эллинизма. Считали, что главная задача философии – в этике, которая учит свободе от страстей, следованию природе, судьбе.
СУБСТАНЦИЯ – понятие философии, выражающее основу мира, существующую саму по себе, не зависящую ни от чего другого, носителя всех свойств и отношений.
СУБСТРАТ – философская категория для обозначения материальной основы единства мира, его «строительного материала».
СХОЛАСТИКА (от греч. scholasticos - школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой формальными, чисто логическими аргументами теоретически оправдывали догматы церкви. Сейчас термин употребляется для обозначения рассуждений, оторванных от жизни, основанных на отвлеченных построениях.
ТЕОЛОГИЯ – совокупность религиозных доктрин, в теоретической форме рассуждающих о сущности и деятельности Бога.
ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teleos - цель) - философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы.
УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis – общий) – обозначение общих идей (понятий) в средневековой философии.
УТОПИЗМ – в широком смысле - несбыточные мечтания. Понятие восходит к сочинению Томаса Мора «Утопия» (1516). Учение о переустройстве общества, исходившее не из объективных законов развития, а из умозрительных
представлений об идеальном устройстве общества.
ФАЛЕС (ок. 624 – 547 до н.э.) – первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии, основатель стихийно-материалистической милетской школы. Искал в многообразии вещей единое первоначало – чувственно данное вещество. Согласно его воззрениям таковым является вода.
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – форма мировоззрения, пытающаяся разрешить и обосновать вопрос о соотношении человек-мир рационально-логическим способом.
ФИЧИНО МАРСИЛИО (1433-1499) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии, автор трудов «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвященных доказательству связи философии Платона с христианской теологией.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) – средневековый католический философ, учение которого было признано единственно истинной философией католицизма. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля, обосновал гармонию веры и разума, способного рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Основные труды «Сумма теологи», «Сумма против язычников».
ЦЕННОСТЬ – смысл и значение, придаваемые человеком различным явлениям внешнего и внутреннего мира, представления о должном и способах его достижения.
ЭМПИРИЗМ – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое и атеистическое учение эпохи эллинизма, возникшее в 4-3 вв. до н.э. Эпикуреизм возродил и развил идеи атомизма Демокрита , учил о несотворенности мира богами. Познание в этом учении освобождает человека от суеверий, страха перед богами и смертью. В этике эпикуреизм обосновывает разумное наслаждение путем уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа.
ЭСТЕТИКА – философское учение о прекрасном, об освоении мира по законам красоты.
ЭТИКА – философское учение о морали, о добре и зле.
ЮМ ДАВИД (1711-1776) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил идеалистическое учение о чувственном опыте как потоке впечатлений, причины которых недостижимы. Отрицал понятие объективной причинности и субстанции.

Hosted by uCoz